Пролог
Есть просто стрелялки, есть стрелялки с сюжетом, есть даже весьма качественные шутеры и есть Call of Duty: Black Ops. Мало того, что Treyarch удалось создать хороший шутер, загладив, таким образом, посредственные впечатления от World at War, так еще и сделали они это весьма необычным образом. Основное положительное отличие седьмой части ото всех предыдущих игр серии - наличие продуманного сюжета, который не просто протаскивает нас по игре через цепочку исторических событий, а заставляет обдумывать всю полученную информацию и до последнего держит в напряжении.
С другой стороны, основной плюс игры становится и ее минусом, ведь палку перегнуть совсем нетрудно. Сделав основную ставку на сюжет, Black Ops получила излишнюю киношность, большое количество кат-сцен и хлещущее через край насилие. Оторванные гранатой конечности, люди с торчащими наружу внутренностями в лабораториях, неприятные сцены пыток, и это далеко не все. Неудивительно, что игре присвоили максимальный возрастной рейтинг и даже запретили в некоторых странах. И если насилие можно простить (или хотя бы выключить в настройках), а кат-сцены пропустить, то излишняя киношность никуда не денется. Впрочем, не будем слишком заострять внимание на промахах разработчиков, оценка которых и без того весьма субъективна, а лучше обсудим игру в целом.
Сюжет
Мы начинаем игру за Алекса Мейсона, солдата американской армии, которого пытают неизвестные люди. Вокруг множество телевизоров, а голос, идущий со всех сторон одновременно, задает странные вопросы про числа. Кто все эти люди, чего они хотят? Чтобы это понять, нам придется заново пережить предыдущие события из жизни Алекса. Тут стоит отметить, что сценарист оторвался на полную катушку – 1968, 1961, далее 1942 и 1945 год. Куба, СССР, США, Вьетнам. Мейсон, Резнов, Хадсон, Драгович, Кравченко, Штайнер. Почти до самого конца игры все эти даты, места и персонажи являются лишь частями мозаики, сложить которую воедино можно лишь пройдя игру до конца. И даже после прохождения есть над чем задуматься.
Безусловно, сюжет получился интересным и оригинальным, можно даже сказать - лучшим в серии. Поклонники Infinity Ward могут не согласиться, заявив, что в Modern Warfare сюжет был более интересным, а в Modern Warfare 2 - более зрелищным. Но при общем рассмотрении выигрывает, конечно, Black Ops. Основным преимуществом сюжета является интрига: те самые непонятные числа, которые брутальная русская девушка с сигаретой в руках, по-английски (даже в русской версии) говорит в микрофон. Следующим плюсом, который характерен для всей серии, можно назвать разнообразие миссий и локаций. Мы побываем на солнечной Кубе, организуем побег заключенных в Воркуте, перекинемся парой слов с президентом США в Белом Доме, разбомбим с вертолета несколько вьетнамских деревень, а в перерывах посидим на электрическом стуле. Как вы, наверное, уже поняли, скучать не придется. Еще к плюсам стоит добавить эмоциональность и зрелищность сюжета. Ведь катание на мотоциклах с Резновым забыть нелегко, но еще сложнее забыть русскую рулетку во вьетнамском лагере.
Весьма спорным моментом является насилие, которое хоть и усиливает реалистичность и придает игре определенный шарм, все же отталкивает от шутера часть игроков, а заодно и является причиной запрета игры в Японии и Германии. Также, к минусам стоит отнести большое количество кат-сцен, которые, к счастью, можно пропустить. Вкупе с большим количеством взрывающихся вертолетов, Black Ops периодически напоминает фильм Спилберга в который нам иногда дают поиграть. Впрочем, увлечься подобными мыслями мы не успеваем, ведь нашей команде поручают очередное интересное задание и выполнить его надо любой ценой. Кстати, о команде.
Персонажи
Вначале кажется, что главным героем является Алекс Мейсон, ведь именно с ним нам суждено провести большую часть игры, и именно на нём завязан весь сюжет. На самом же деле куда более важную роль во всем этом действе играет Резнов, идеи которого неотступно преследуют нас на протяжении всей игры. И, конечно, не стоит забывать о Джейсоне Хадсоне, агенте ЦРУ, истинное лицо которого откроется лишь в конце игры. Все эти персонажи в высшей степени проработаны, имеют свой характер и даже запоминающиеся фразочки. Чего стоит только «Я выживал» несчастного русского капитана Резнова, сосланного Сталиным в Воркуту.
Несложно догадаться, что злые русские присутствуют и здесь, правда, без стандартного комплекта из балалаек, медведей и водки, но зато с химическим оружием и в содружестве сумасшедшим немецким ученым Фридрихом Штайнером. Другие два главных злодея представлены русскими генералами - Никитой Драговичем и Львом Кравченко. Оба с первой же минуты вызывают стойкое отвращение, которое впоследствии с лихвой оправдывают ужасными поступками.
Впрочем, плохие русские ничем не уступают плохим американцам. Обе стороны настроены очень агрессивно и готовы на все, лишь бы обладать химическим оружием «Нова 6». Пожалуй, это одна из тех редких игр, в которой нет абсолютно положительных героев. Именно поэтому она и получилась столь правдоподобной, циничной и с зашкаливающим количеством насилия. На войне как на войне.
Геймплей
А какая война обходится без оружия? В Black Ops, как, впрочем, и в других играх серии, с этим проблем не наблюдается. Нам доступны пистолеты (в том числе и парные), большое количество пистолетов-пулеметов, различные автоматы, весьма убойные ручные пулеметы, точные снайперские винтовки, мощные ружья, а также целых четыре гранатомета. К этому стоит добавить баллистический нож, арбалет, который может стрелять разрывными стрелами и гранаты (осколочные, флешки и дымовые). Каждая пушка имеет определенные модификации: у одной увеличенный магазин, у другой штурмовой прицел, а некоторые бывают со встроенными гранатометами или дробовиками. В общем, арсенал действительно большой и каждую миссию можно пострелять из чего-нибудь новенького, было бы только в кого.
Впрочем, врагов хватает, вот только умом они не сильно отличаются. Искусственный интеллект противников, как и союзников, основательно подкачал. Дружными толпами они бегут под пули, иногда внезапно поворачиваются спиной, а бывает, что и вовсе халтурят, застывая на своих позициях. Несмотря на неаккуратное поведение, стреляют они довольно метко, а на максимальной сложности и вовсе норовят пальнуть прямо в голову.
Подобные перестрелки быстро надоедают и чтобы хоть как-то скрасить геймплей, разработчики ввели в игру большое количество разнообразной техники. Впервые за серию нам действительно дадут «порулить» вертолетом. Впрочем, реальный полет это мало напоминает, ведь разбиться на этой птичке нереально, можно лишь упереться в текстуру горы или зависнуть над землей. Остается лишь утешаться бесконечными ракетами и пулеметом, в клочья разносящим незадачливых противников, которые с нашей высоты напоминают кучку суетящихся муравьев. Надоел вертолет? Без проблем, есть лодка, БТР, джипы, миниган и управляемые ракеты. Устали постоянно находиться в гуще сражения, хочется оценить ситуацию со стороны? Тогда можно координировать наступление с воздуха, отдавая приказы. Как видите, способов убийства врагов в игре очень много, так что за 6-7 часов прохождения шутера вам это вряд ли надоест.
А если даже и надоест, то под конец игры Treyarch уготовили вам фирменный сюрприз – режим борьбы с зомби. В однопользовательском режиме вы сможете поиграть за президентов Джона Кеннеди и Ричарда Никсона, кубинского революционного деятеля Фиделя Кастро и даже за министра обороны, Роберта Макнамару. Цель проста – оборонять Пентагон, толпами расстреливая зомби из всех подручных средств. Вначале, вы получите пистолет, но позже сможете разжиться и более интересным оружием, покупая его на очки, полученные от убийства зомби. На эти же очки можно чинить двери, которые призваны замедлить злобных мозгоедов. Если же вы устали от шутера и хочется чего-то необычного, то в игре есть пасхальное яйцо, карта «Дохлые герои» в которой можно насладиться зомби режимом в стиле старинного платформера.
К сожалению, кооперативные побоища с зомби могут нас порадовать лишь большим количеством ошибок, которые сводят на нет все попытки поиграть до выхода патча. Впрочем, разработчики итак постарались на славу, не просто вставив зомби для отмазки, а сделав несколько полноценных режимов, что очень радует.
Графика
Как это не печально говорить, но основной упор был сделан явно не на графику. Нет, хуже она не стала, но и особых улучшений заметить нельзя. По словам разработчиков, система освещения подверглась серьезным изменениям, текстуры используются потоковые, а физическая модель поменялась чуть ли не на корню. В дополнение к этому, обработкой кровавых сцен занимается отдельная технология. На деле, тени все чаще мелькают, так как благодаря «новой технологии» их стало сложнее обрабатывать, а потоковые текстуры, заимствованные из Modern Warfare 2, неплохо выглядевшие в начале 2009, к концу 2010 особого изумления не вызывают. Физика, действительно неплохо доработана и конечности от врагов отлетают реалистичнее, да и технология обработки кровавых сцен дает о себе знать.
Однако, став ненамного лучше в графическом плане, в плане пожирания ресурсов игра продвинулась далеко вперед. Можете даже не думать о новеньком шутере, если у вас слабый компьютер, либо заранее готовьтесь к слайд-шоу. Самые критичные требования игра предъявляет к процессору, так что неплохо бы запастить четырехядерным Quad’ом, ну или хотя бы камнем уровня Core 2 Duo 8400 на 3,00 ГГц. Еще не забудьте о памяти гигабайта на 3 и карточке уровня GeForce 8800 GT и выше для комфортной игры.
Удивительно, что при такой прожорливой и неулучшенной графике, впечатление от игры все равно остается на высоте. Этим мы, в первую очередь, обязаны общей зрелищности шутера, а также красиво срежиссированным роликам и кат-сценам. За всей чередой потрясений, взрывов, предательств, интриг и вопросов мы просто не обращаем пристального внимания на графику.
Звук и локализация
И если графика осталась на прежнем уровне, то звук в этот раз не подкачал. Звучит все вполне реалистично: ручные пулеметы поднимают жуткий шум, гранаты разрываются с громкими хлопками, а вертолеты слышно издалека. Да и музыка, признаться, соответствует. Шон Мюррей прекрасно справился с задачей и каждому заданию предал определенную атмосферу. В опасные моменты музыка еще больше нагнетает обстановку, а в масштабных перестрелках подбадривает.
Отдельно хотелось бы отметить локализацию, которая весьма далека от идеала. И если голоса подобраны еще более-менее, то вот правдоподобность перевода огорчает. Немногочисленные «fuck», «bastard» и прочие ругательства переведены в угоду цензуре. Смысл этого неясен, ведь на коробке с игрой все равно красуется «strong language», а рейтинг от BBFC так и остается 18. И если на это можно закрыть глаза, то на чудовищную озвучку русских персонажей, вернее на ее отсутствие, не обратить внимание нельзя. Дело в том, что вражеские русские персонажи были изначально озвучены Treyarch на русском языке, правда, почему-то с грузинским акцентом. 1С решили не мучатся и оставили все как есть. И если в оригинале это все не так заметно, то в локализованной версии на фоне нормального русского, русский в исполнении Treyarch заставляет вспоминать переводчиков из 90-ых, главным атрибутом которых был гнусавый голос.
Мультиплеер
Изначально мультиплеер встретил игроков совершенно неприличными лагами, заставляя их подвисать на 3-4 секунды и загружая процессор почти на 100%. Немного позднее Treyarch выпустили патч с исправлениями, который позволил взглянуть на мультиплеер объективно и без злости. Первое, что сразу захотелось отметить, это большое количество перков, которые можно комбинировать между собой, разделенные на три группы. Еще одно интересное нововведение, COD Points. Это своеобразный аналог денег, на который можно приобретать оружие, модули к нему, камуфляж, перки и контракты. Последние представляют собой задания, выполнив которые можно заработать очки опыта или деньги, либо даже и то и то сразу.
Награды за серии убийств тоже обновлены, более того, убийство противника «наградой» не записывается в серию. То есть, получив в качестве награды ковровую бомбардировку или минометный удар, а затем жахнув ими как следует и куда следует, серию убийств вы не увеличите, только количество фрагов. Как и в Modern Warfare 2, действие некоторых наград можно остановить. В общем, не кривя душой можно сказать, что мультиплеер получился просто шикарным. Если вы уже прошли одиночную компанию, то не откажите себе в удовольствии и обязательно попробуйте его.
Эпилог
Подводя итоги, хочется заметить, что Treyarch все-таки удалось сделать хороший шутер, несколько потеснив рамки жанра. Им удалось доказать, что они не просто периодически замещают Infinity Ward, а действительно могут создать игру, которая ничуть не уступает, а во многом и превосходит предыдущие части Call of Duty. Более того, Black Ops уже поставил рекорд по продажам и пользуется большой популярностью у игроков. Увлекательный сюжет, разнообразные миссии, хорошая графика, приятная музыка и запоминающиеся персонажи, благодаря всем этим составляющим проходить игру одно удовольствие. А всем завершившим одиночную компанию, с чистой совестью рекомендуем фирменный зомби-мод от Treyarch или мультиплеер, который, пожалуй, является лучшим в серии. С большим количеством достоинств и с малым количеством недостатков седьмая часть бессмертного шутера может и не заслуживает награды «Лучшая игра 2010», но вполне тянет на «Лучший шутер 2010».
Подача - 9.0
Геймплей - 8.5
Графика - 8.0
Звук и музыка - 8.0
Вердикт - 8.5
Мнение Геймера:
Несмотря на все опасения, Treyarch не ударили в грязь лицом и выдали игру, ничуть не уступающую своим предшественницам по серии. Играть интересно, сюжет увлекает и подаётся необычно, а что до новшеств - от добра добра не ищут. И к нам вернулись зомби!